За что мне все это? Что делать в такой ситуации?

А вы когда-нибудь задавались этим вопросом? Мне приходилось, да и, наверное, почти каждый человек в трудные минуты, дни или месяцы вопрошал вслух или про себя: «за что мне это?». Многие жизненные ситуации, в которые мы попадаем, события, происходящие с нами, поступки других людей в отношении нас, зачастую не поддаются объяснению. Но природа человека такова, что ему нужны объяснения, нужна рационализация происходящего, логическое сопоставление причин и следствий. Если не получается их найти, появляются отговорки (в первую очередь, перед самим собой): «это судьба», «так карта легла» и т.д. Я не отрицаю концепцию судьбы и заложенное в ней утверждение, что все события с нами происходят не случайно, я лишь предлагаю изменить вопрос «за что?» на «для чего?» — и жить сразу станет легче.

Что меняет формулировка?

Да практически все. Начнем с того, что вопрос «за что?» направлен в прошлое (в лучшем случае, а в худшем – просто в никуда). Как вы знаете, я любитель самоанализа и выяснения причинно-следственных связей между явлениями. Но всему свое время и место, а вопросом «за что мне это?» часто задаются люди, находящиеся в отчаянии, подавленном состоянии – в таких случаях самоанализ может не только оказаться неэффективным, но и усугубить состояние. Поэтому сегодня мы попробуем посмотреть на различные жизненные испытания с другого угла, а именно, попытаемся понять, для чего нам послано то или иное испытание.

Немного философии

Философский подтекст этого вопроса заключается в том, что трудности – это подарки жизни (Бога, Вселенной), благодаря которым мы развиваемся. У каждого из нас есть эволюционная задача в этой жизни, есть исходные данные, с которыми мы родились – не только психика, характер и физиологическое состояние, но и обстоятельства (страна, семья, время). Эти обстоятельства – не случайность, это наилучшие, по замыслу Бога (Вселенной, другой высшей силы, в которую вы верите), условия, в которых мы свою эволюционную задачу можем реализовать. И все события, которые с нами происходит, имеют целью помочь нам в развитии. И так появляется первое отличие этого взгляда от «за что?» — выбор. У нас есть выбор, как реагировать на вызовы и испытания: прятаться от них, избегать, или принимать и как именно принимать – считая их наказанием, карой Божьей или подарком,  инвестицией в наше развитие.

Первый совет

Как только у вас в голове звучит вопрос «за что?», заменяйте его на «какой у меня есть выбор?». А выбор есть всегда, и мы с вами знаем, что безвыходных ситуаций не существует, особенно, если у вас есть доверие к жизни.

Еще немного философии

Постоянное счастье – это утопия или, как я однажды прочитала, «нарушение психики». Никто не бывает счастлив постоянно, и я склонна согласиться с мнением, что для того, чтобы ощущать полноту жизни, нужны и позитивные и негативные переживания. С другой стороны, событие приобретает ту или иную окраску только благодаря восприятию человека. Если вы называете что-то «бедой», «неудачей», этим оно для вас и становится. Назовете «переменой к лучшему», «возможностью» — и будет так. Умение видеть возможности развития во всем, что с тобой происходит, можно развить. Это нелегко лишь поначалу, а затем поводов для переживаний остается все меньше и меньше.

Второй совет

Вопрос «для чего мне это?» — взгляд в будущее, его можно перефразировать как «что я могу из этого извлечь?». Он дает нам цель и дает задачи, которые можно решить. А вопрос «за что?» не предполагает какого-либо решения, из него могут вытекать только смирение и жалость к себе, которые еще ни для кого не становились мотивацией, если мне не изменяет память.

Личный пример

Я провожу за компьютером львиную долю своего времени. По 6-8 часов в день я работаю, кроме того, много читаю с компьютера и смотрю на нем фильмы. А еще общаюсь с друзьями, занимаюсь творчеством и т.д. Можно сказать, что жизнь моя, если не вертится вокруг компьютера, то в значительной степени зависит от него. И когда он ломается, у меня просто нет времени (да и желания тоже) задаваться вопросом «за что мне это?», я настроена на решение. Поэтому для начала выясняю, какие варианты у меня есть – где и как его чинить или покупать новый, у кого можно одолжить ноутбук, чтобы не прерывать рабочий процесс и т.д. Пока решаются эти вопросы, у меня есть время порефлексировать на тему зависимости от компьютера и продумать свой жизненный режим так, чтобы в нем было больше занятий, не связанных с компьютером. Такой же подход я стараюсь выработать в отношении жизненных «поломок» — непредвиденных изменений, событий, которые сначала кажутся негативными, но, если присмотреться, несут в себе и выбор вариантов действий, и пользу для развития.

Оцените статью
Блог Improve Me