Философия потребительства. Дискуссия

О том, как важно давать что-то другим, я уже писала, и, полагаю, каждый из читателей испытывал радость от бескорыстной отдачи своего времени, сил и творческих способностей на благо конкретного человека, группы людей или мира в целом. Сегодняшняя тема глубже и сложнее для описания, поэтому я выношу ее на обсуждение с вами. Сложной она мне представляется потому, что затрагивает тему противоположностей, черного и белого, а значит, требует нахождения баланса или золотой середины в рассуждениях.

Основа

Потребительство ставится в противоположность созиданию как жизненная концепция. Простой пример: человек-потребитель работает для того чтобы потреблять – вкусные блюда, товары, дома, автомобили и т.д., то есть, его конечная цель – потребление. Человек-творец может трудиться как на благо человечества (создавать лекарство от болезней или строить экологичные дома), так и ради самореализации, удовлетворения амбиций через творчество (писать романы, делать фотографии, устраивать выставки), конечная цель для него – само созидание и сопутствующие «плюшки» в виде славы и признания, улучшения экологии. Это очень упрощенная схема, ведь понятно, что творец тоже потребляет в процессе своей жизнедеятельности, но потребление не является его божеством, целью его жизни.

Я наблюдаю сегодня два параллельных процесса в мире: укоренение философии потребительства и развитие творческих, созидательных направлений. С одной стороны, безумное количество людей живет для того «чтобы заработать и потратить много денег», и это не может не пугать. С другой, все больше людей и компаний реализуют проекты, основная цель которых – дать что-то миру и людям, улучшить их жизнь. И здесь возникает первый вопрос, на который я не могу себе ответить: могут ли эти два направления спокойно сосуществовать и дальше, или одно со временем вытеснит другое в сознании людей? Должен ли человек четко определять для себя, кто он – потребитель или создатель?

О проблеме (или феномене) сверхпотребления говорят и пишут многие, для меня пугающим фактором здесь является то, что сегодня небольшой процент людей создает что-то, в то время как основная масса людей живет ради потребления. В таком разрезе для меня очевидно, что потребление, например, не движет прогрессом, а тормозит его, ведь если бы все те, для кого потребление играет роль жвачки для мозгов, отвлечения от того, что действительно важно, занимались созиданием, прогресс ускорился бы тысячекратно.

Потребительство во всей красе

Но пойдем дальше и поговорим о потреблении не только товаров и услуг, но и информации. Многие эксперты и просто наблюдающие за жизнью общества люди констатируют печальный факт: потребительское отношение теперь распространяется и на произведения искусства, и на информацию. В первом случае люди перестают наслаждаться искусством, количество становится важнее качества: посмотреть больше фильмов, посетить больше концертов, приобрести больше картин и т.д. Больше, больше, больше. Туризм в стиле фаст-фуд идет отсюда же: автобусные туры «30 городов за 10 дней» дают человеку две вещи: галочку, что он посетил 30 новых городов, и возможность рассказать об этом друзьям. Качество страдает несомненно, ведь что можно узнать о городе, в котором ты провел час (и весь этот час в ресторане), прежде чем вернуться в автобус.

Огромное количество информационных потоков, которые проходят через нас ежедневно, несут в себе не только положительный эффект. Один из отрицательных – зависимость от этих самых потоков. Со временем для нас становится необходимостью потреблять все больше и больше информации, потому что это отличная заглушка для разума, отвлечение от насущных проблем и, конечно, от созидания тоже. Этот эффект хорошо ощущается в уединении, в отдаленных местах, когда нет возможностей отвлечься, и остаешься только ты – наедине с собой и природой.

В связи с этим второй вопрос: насколько пагубно распространенное сегодня сверхпотребление информации, ощущаете ли вы его влияние на себе и близких?

Высший уровень потребительства

И наконец, основание айсберга – потребительство в личных отношениях и общении. Ни для кого не секрет, что общение мы зачастую используем как еще один способ отвлечения, проводя часы за пустопорожними разговорами. Многие люди не могут даже есть в одиночестве, им нужно, чтобы на противоположной стороне стола обязательно сидел кто-то еще и создавал фоновый шум. Еще комичнее для меня ситуация, когда два человека не могут просто быть (молчать) вместе, обязательно нужно либо говорить, либо что-то делать, либо включить фильм, на худой конец. Для себя лично вопрос с заполнением тишины разговорами «ни о чем» я решила радикально – я их просто не веду. Я люблю тишину и люблю оставаться наедине со своими мыслями. И я избирательна в общении, а с умным человеком, как известно, всегда есть, о чем помолчать.

Не расставлены точки над i для меня в вопросе потребительства в отношениях. Люди потребляют друг друга, рассматривают партнера как способ решения своих проблем (не обязательно материальных), а сами отношения – как возможность что-то получить, в первую очередь. Отношения обмена – «ты мне, я тебе», скрашиваем одиночество друг друга, и до тех пор, пока ты мне даешь то, что нужно, все хорошо. Но если процесс получения вдруг прервется, это вызовет бурю негодования, претензий и недовольства. Что случилось со старым-добрым «дарить любовь»? Разве это не единственная достойная причина для вступления в отношения? Тот, кто изначально настроен брать, настроен на потребление. Желание давать, дарить – это основа созидания в отношениях, а ведь их нужно именно создавать, творить своими руками. Что можно создать, если обоими партнерами движет желание брать и получать?

Я жду ваших ответов, мнений, возражений в комментариях. Думаю, тема интересная и неоднозначная, а потому мнений должно быть много. 🙂

Оцените статью
Блог Improve Me