Кого сгубила жадность? Дискуссия

Кого сгубила жадность? Дискуссия

Желания, желания, желания… Кажется, вся жизнь происходит вокруг наших «хочу» и «не хочу» и благодаря им вращается планета. О желаниях можно писать бесконечно, эта тема неизбывна, особенно для тех, кто занимается саморазвитием. Чего я хочу? Как я хочу этого достичь? Хочу ли я то, что имею? Как узнать, чего я хочу? Что делать, если я не хочу ничего? А если хочу всего, и от этого впадаю в депрессию? Изучая свои и чужие желания, а также многочисленные взгляды всевозможных авторов на эту тему, очень легко запутаться. И довольно трудно определить свое отношение, обрести устойчивую точку зрения, ответить себе на вопросы «не являюсь ли я рабом своих желаний?», «как хотеть того, чего можешь достичь и достигать того, чего хочешь?». Возможно, я путано объясняю, но дальше постараюсь разобраться – вместе с вами, конечно.

Будда ничего не хочет

Как известно, буддисты стремятся к тому, чтобы вовсе избавиться от желаний. Пара «хочу-не хочу» неизбежно заставляет человека метаться по замкнутому кругу, жить жизнь подобно маятнику, постоянно находясь в зависимости от сиюминутных желаний и сопутствующих им эмоций. Достичь избавления от страданий и просветления в такой мясорубке, ясное дело, невозможно. Желания и нежелания будут постоянно раздирать человека на части, не давая обрести целостность; упрощая, в буддизме желание является первопричиной страданий, поэтому следует стремиться к всеобъемлющему взгляду, включающему и то, и другое – все варианты развития событий одинаково желательны и нежелательны (то есть не вызывают никаких эмоций у человека).

Если вы, как и я, воспитаны в духе правополушарных-психологических-волшебных книг, которые гласят «узнай, чего хочешь, и Вселенная даст тебе это» или «узнай, чего хочешь, и приложи все усилия к тому, чтобы это получить», воспринять идею воздержания от желаний, даже сознательного труда по их искоренению в себе, будет очень трудно. Мне за два года знакомства с буддизмом, пока давались лишь малые успехи в этой области. И разум, натренированный, как цирковая мартышка, постоянно чего-то хотеть или избегать, отчаянно противится новой концепции, не желая сдавать свои алчные позиции.

Единственное желание, которое не зазорно испытывать в буддизме – просветление и избавление от страданий для всех живых существ. Желая этого им, мы желаем того же себе, потому что все существа – одно, и все связаны. Такой упрощенный пересказ в двух абзацах, надеюсь, никого не обидит, как и следующее утверждение: в буддизме желания – зло, источник страданий человека,  и от них нужно избавиться.

Я хочу всего

Другая, сформулированная западной поп-психологией, концепция, гласит, что хотеть нужно, и обязательно. Что желания – наша лучшая мотивация и естественный двигатель личного прогресса, что наличие желаний – признак того, что человек живой и на что-то способен. Порицаются здесь бесплотные мечты и фантазии, а деятельное желание, то есть намерение действовать и добиваться того, чего хочешь, возводится в культ. Бесчисленное количество книг посвящено тысячам способов добиться желаемого, меняя себя (свои привычки, образ мысли), воздействуя на окружающих (манипуляции, ораторское искусство, НЛП), и заплетая из Вселенной косички и крендели удобной вам формы (подсознание, трансцендентность и т.п.)

Сформулированный мною главный постулат этой философии: чем большего ты хочешь, тем больше получаешь, и тем ты счастливее.

Я хочу выборочно

Be careful what you wish for – будь осторожен в выборе желаний. Желания легко могут ослепить человека и увести далеко от собственного «я», своей природы и целей. Если хотеть (и получать) все без разбору, если желание становится неосознанной реакцией на любое предложение Вселенной – «просто потому, что я могу это получить», неизбежно возникает сверхпотребление (как на физическом, так и на интеллектуально-духовном уровне), которое ведет к замусированию и внутреннего, и внешнего мира человека. Поэтому многие авторы, в том числе ваш скромный поставщик информации, рекомендуют выбирать свои желания не просто осторожно, но осознанно – так, как если бы от этого зависела ваша жизнь (а очень во многом она от этого и зависит). Желания, мысли, эмоции – все это неразрывно связано между собой, и эти составляющие формируют нашу жизнь такой, какая она есть в данный момент. Отчаянно хотеть того, что тебе на самом деле не нужно или искренне желать плохого кому-то – разрушительная сила, которая направлена, в первую очередь, на желающего, и ему наносит наибольший вред. Об истинных и ложных желаниях я уже писала, и не зря в заголовке той статьи использовано слово «ловушка», потому что многие наши желания являются именно ловушкой, капканом, граблями, на которые мы наступаем снова и снова, сбиваясь со своего пути.

Перефразируя крылатое выражение, дорога в ад вымощена желаниями. Но чем выложена дорога к счастью – желаниями или их отсутствием – я затрудняюсь сказать с полной уверенностью. Собственно, здесь подключаетесь вы, дорогие читатели – мне крайне интересно знать, какие у вас отношения с собственными желаниями, и какой вы видите их роль в жизни человека?

P.s. Вот еще одна, выведенная не мной, формула для обсуждения: счастье возможно тогда, когда желание иметь больше не мешает радоваться тому, что есть. Что вы думаете по этому поводу?

Английский по Скайпу в онлайн-школе Инглекс
Один комментарий
  1. Александр:

    Интересный вопрос. У Кастанеды есть интересное деление на два мира: тональ и нагваль. Думаю, Вы в курсе, но на всякий случай (в моей интерпретации).
    Тональ — это привычный мир человека (причем, для каждого он свой), но тем не менее, зеленое — это зеленое, солнце -это солнце и т.п. Этот мир, а точнее его описание, может изменяться. И с изменением описания меняются, как правило ценности, отношение к одним и тем же вещам (событиям, явлениям). Могут даже поменяться некоторые, как бы, незыблемые законы (тут на что фантазии хватит). Но не меняется сам мир: т.е. если даже я могу видеть с закрытыми глазами, и все мои желания сбываются, то все равно зеленое — это зеленое, а солнце — это солнце.
    И есть мир Нагваль — это, по простому, все что не Тональ. И вот когда ты сталкиваешься с Нагвалем, ты понимаешь что все желания которые у тебя существуют, ограничены. Ограничены теми рамками и границами, которые ты сам для себя установил: зачем тебе, например, мечтать о машине или личном самолете, когда ты в любой момент можешь оказаться в любой точке мира? И это не сложнее, чем получить личный самолет.
    В этом плане саморазвитие и стремление избавиться от собственных границ мышления и восприятия, на мой взгляд, это единственно верное желание. Все остальное — это лишь призраки на твоем пути.

Оставить комментарий:

© 2008—2016 IMPROVE-ME.RU — саморазвитие, личностный рост и достижение успеха!
Перепечатка материалов возможна только при наличии прямой ссылки на improve-me.ru.