Философия потребительства. Дискуссия

Two young women with shopping bags

О том, как важно давать что-то другим, я уже писала, и, полагаю, каждый из читателей испытывал радость от бескорыстной отдачи своего времени, сил и творческих способностей на благо конкретного человека, группы людей или мира в целом. Сегодняшняя тема глубже и сложнее для описания, поэтому я выношу ее на обсуждение с вами. Сложной она мне представляется потому, что затрагивает тему противоположностей, черного и белого, а значит, требует нахождения баланса или золотой середины в рассуждениях.

Основа

Потребительство ставится в противоположность созиданию как жизненная концепция. Простой пример: человек-потребитель работает для того чтобы потреблять – вкусные блюда, товары, дома, автомобили и т.д., то есть, его конечная цель – потребление. Человек-творец может трудиться как на благо человечества (создавать лекарство от болезней или строить экологичные дома), так и ради самореализации, удовлетворения амбиций через творчество (писать романы, делать фотографии, устраивать выставки), конечная цель для него – само созидание и сопутствующие «плюшки» в виде славы и признания, улучшения экологии. Это очень упрощенная схема, ведь понятно, что творец тоже потребляет в процессе своей жизнедеятельности, но потребление не является его божеством, целью его жизни.

Я наблюдаю сегодня два параллельных процесса в мире: укоренение философии потребительства и развитие творческих, созидательных направлений. С одной стороны, безумное количество людей живет для того «чтобы заработать и потратить много денег», и это не может не пугать. С другой, все больше людей и компаний реализуют проекты, основная цель которых – дать что-то миру и людям, улучшить их жизнь. И здесь возникает первый вопрос, на который я не могу себе ответить: могут ли эти два направления спокойно сосуществовать и дальше, или одно со временем вытеснит другое в сознании людей? Должен ли человек четко определять для себя, кто он – потребитель или создатель?

О проблеме (или феномене) сверхпотребления говорят и пишут многие, для меня пугающим фактором здесь является то, что сегодня небольшой процент людей создает что-то, в то время как основная масса людей живет ради потребления. В таком разрезе для меня очевидно, что потребление, например, не движет прогрессом, а тормозит его, ведь если бы все те, для кого потребление играет роль жвачки для мозгов, отвлечения от того, что действительно важно, занимались созиданием, прогресс ускорился бы тысячекратно.

Потребительство во всей красе

Но пойдем дальше и поговорим о потреблении не только товаров и услуг, но и информации. Многие эксперты и просто наблюдающие за жизнью общества люди констатируют печальный факт: потребительское отношение теперь распространяется и на произведения искусства, и на информацию. В первом случае люди перестают наслаждаться искусством, количество становится важнее качества: посмотреть больше фильмов, посетить больше концертов, приобрести больше картин и т.д. Больше, больше, больше. Туризм в стиле фаст-фуд идет отсюда же: автобусные туры «30 городов за 10 дней» дают человеку две вещи: галочку, что он посетил 30 новых городов, и возможность рассказать об этом друзьям. Качество страдает несомненно, ведь что можно узнать о городе, в котором ты провел час (и весь этот час в ресторане), прежде чем вернуться в автобус.

Огромное количество информационных потоков, которые проходят через нас ежедневно, несут в себе не только положительный эффект. Один из отрицательных – зависимость от этих самых потоков. Со временем для нас становится необходимостью потреблять все больше и больше информации, потому что это отличная заглушка для разума, отвлечение от насущных проблем и, конечно, от созидания тоже. Этот эффект хорошо ощущается в уединении, в отдаленных местах, когда нет возможностей отвлечься, и остаешься только ты – наедине с собой и природой.

В связи с этим второй вопрос: насколько пагубно распространенное сегодня сверхпотребление информации, ощущаете ли вы его влияние на себе и близких?

Высший уровень потребительства

И наконец, основание айсберга – потребительство в личных отношениях и общении. Ни для кого не секрет, что общение мы зачастую используем как еще один способ отвлечения, проводя часы за пустопорожними разговорами. Многие люди не могут даже есть в одиночестве, им нужно, чтобы на противоположной стороне стола обязательно сидел кто-то еще и создавал фоновый шум. Еще комичнее для меня ситуация, когда два человека не могут просто быть (молчать) вместе, обязательно нужно либо говорить, либо что-то делать, либо включить фильм, на худой конец. Для себя лично вопрос с заполнением тишины разговорами «ни о чем» я решила радикально – я их просто не веду. Я люблю тишину и люблю оставаться наедине со своими мыслями. И я избирательна в общении, а с умным человеком, как известно, всегда есть, о чем помолчать.

Не расставлены точки над i для меня в вопросе потребительства в отношениях. Люди потребляют друг друга, рассматривают партнера как способ решения своих проблем (не обязательно материальных), а сами отношения – как возможность что-то получить, в первую очередь. Отношения обмена – «ты мне, я тебе», скрашиваем одиночество друг друга, и до тех пор, пока ты мне даешь то, что нужно, все хорошо. Но если процесс получения вдруг прервется, это вызовет бурю негодования, претензий и недовольства. Что случилось со старым-добрым «дарить любовь»? Разве это не единственная достойная причина для вступления в отношения? Тот, кто изначально настроен брать, настроен на потребление. Желание давать, дарить – это основа созидания в отношениях, а ведь их нужно именно создавать, творить своими руками. Что можно создать, если обоими партнерами движет желание брать и получать?

Я жду ваших ответов, мнений, возражений в комментариях. Думаю, тема интересная и неоднозначная, а потому мнений должно быть много. :-)

Английский по Скайпу в онлайн-школе Инглекс
6 комментариев
  1. Лично я вообще никакой проблемы в этом не вижу. Ведь многие вещи человек приобретает лишь потому, что уверен — это сделает его счастливым. И отношения заводит лишь для того, чтоб заполнить некую пустоту внутри, заглушить свое состояния «не-счастия». Попробовать взять у другого то, чего не хватает самому. У каждого свой путь к осознанию того, что любовь нужно искать внутри себя. Кто-то раньше к этому приходит, кто-то позже…

  2. Мне кажется, тот, кто настроен на потребление, не может быть счастливым — по крайней мере, не в течение длительного времени. Потому как постоянно будут появляться новые гаджеты, продукты, автомобили, дома, мебель и т.п., которые у соседа могут оказаться лучше, чем у тебя. И потребитель находится в вечной гонке за чем-то, чего не хватает в его коллекции. И жизнь кажется ему наполненной смыслом, событиями, приобретениями. Ну а вот представить себе, что случился таки тот самый конец света и все материальные блага перестали быть «благами», превратились в пустышку. Сможет ли потребитель выжить тогда, когда нужно будет созидать, а не хапать и тащить в норку? Или превратится в бездушную машину, которая способна будет убить созидателя, творца, за то, что он сумел создать?

  3. Зоя:

    Marina, честно говоря, я устала видеть людей в 40, 50, 60 и далее лет, которым жизнь осточертела. Они напотреблялись уже, теперь приобретение новых и новых вещей их не интересует, а другого смысла нет. Раньше машины, квартиры, мебель «не как у всех» и самый новый плоский экран были теми вещами, ради которых они вставали по утрам и работали, крутились и т.д. Потухшие глаза и отсутствие интереса к жизни наблюдается у огромного количества людей, особенно тех, у кого не было возможности переключиться на внуков и поставить их во главу угла своей жизни. Меня это пугает и расстраивает, ведь это не чужие люди — родители друзей, мои родные… Единственное, что я из этого вынесла — потребление не может быть смыслом жизни, иначе очень скоро смысла не останется.

  4. Отвечая на первый вопрос, я скажу, что считаю оба направления (потребители и создатели) существуют один благодаря другому, поэтому они и будут всегда. Одно другое просто не может вытеснить, т.к. приходя на выставки, ярмарки (Боже, как давно я не видела качественно и высокоорганизованной ярмарки! ), часть людей все же приходит в первую очередь за вдохновением, на посмотреть, а что же умеют другие, и мысль о приобретении им приходит лишь тогда, когда они лицезреют что-то свое, что-то на что они смотрят творческим взглядом и видят как это можно перенести и на рисунок для ткани, и на конструкцию платья, и на основу целой коллекции (взгляд дизайнера одежды), а архитектор видя что-то просто как «БУМ» видит новую форму здания, видит новый строительный материал или совершенно сумасшедший на первый взгляд способ строить и т.д.

    Потому я считаю, что все мы в той или иной степени (осознанно или нет) являем в себе как потребителей, так и создателей (просто уровень этой осознанности разный и то общество людей, для кого мы можем быть создателями у каждого ограничен, как количественно, так и качественно).

    По поводу сверхпотребления информации, на окружающих да, вижу (особенно в плане — пересмотреть все фильмы) или не пропустить новинку в кино. Это на мой взгляд ужасно (может, просто потому, что сама я быть в кино не люблю). А такого, чтобы непомерно только потребляли и потребляли, и это никак не сподвигло людей к делам — нет, такого не наблюдала.

    С пунктом про отношения — согласна целиком и полностью. Я вижу, что именно тяга к потреблению и возведение этого во главу угла, рано или поздно, приведет к неудовлетворенности отношениями, к высказыванию, что что-то не так. К расставаниям, разводам и пр. неприятным вещам :)

  5. Зоя:

    Людмила, спасибо за Ваши мысли! Читая первую часть комментария, я вывела формулу: «для того, чтобы что-то творить (производить), нужно что-то потреблять». Ведь мы все, действительно, нуждаемся в вдохновении)

  6. Олег:

    Знакомо.
    Моя бывшая девушка постоянно пыталась получать эмоции и новые ощущения. Это реально напрягает. Неумение радоваться настоящему моменту.
    Все как Вы описываете. Невозможно просто посидеть в тишине друг с другом.
    Радоваться тому, что вы есть друг у друга.
    И тянет и тянет.
    Я часто говорил ей : «Успокойся, ибо не ведаешь, что творишь. Мы прекрасно живем и все у нас есть. Ты можешь потерять, если не будешь беречь»
    Случилось все точно, как и предсказывал. Система начала складываться. Проблемы со здоровьем, проблемы с деньгами, проблемы со счастьем.
    Люди- не связывайтесь с потребителями- людьми не умеющими радоваться жизни по факту ее (жизни) наличия.

Оставить комментарий:

© 2008—2017 IMPROVE-ME.RU — саморазвитие, личностный рост и достижение успеха!
Перепечатка материалов возможна только при наличии прямой ссылки на improve-me.ru.