Взаимопонимание в общении. Часть 1

Взаимопонимание в общении. Часть 1

Прочитала и переварила интересные материалы по этой теме, решила поделиться с вами сегодня. Статья в двух частях, скорее, теоретическая, помогающая понять основные законы и механизмы взаимопонимания в общении, а это значит, что чуть позже обязательно появится третья статья о достижении взаимопонимания с практическим уклоном.

Можно списывать наличие или отсутствие взаимопонимания на какие-то неосязаемые, необъяснимые факторы типа родства душ или совпадение гороскопов, а можно объяснить это научными терминами, чем, собственно, и занимается социальная психология и психология общения. Не думаю, что два подхода – научный и эзотерический – исключают друг друга, скорее, полезно знать и понимать оба для того чтобы формировать полную картину общения и межличностных отношений.

Механизмы восприятия

Разумеется, все начинается с него – личного восприятия, и им же все заканчивается. :-) Иначе, как можно было бы объяснить, что одного и того же человека кто-то боготворит, кто-то ненавидит, кто-то питает к нему теплые дружеские чувства? Человек-то один и тот же, значит, разница восприятий создает разницу характеров общения. Социальными психологами установлено, что степень взаимопонимания напрямую зависит от отношений дружбы-вражды, то бишь, от симпатии или антипатии. Эмоциональная окраска восприятия определяет, будет ли установлено взаимопонимание и, что самое интересное, выбор между симпатией или антипатией к человеку часто происходит еще до того, как само общение начнется.

Происходит это в силу действия механизмов восприятия, которые строятся на стереотипах. Общаясь с человеком, мы определяем, к какой категории людей он относится, а затем приписываем ему свойства, соответствующие этой категории – социальному стереотипу. Появление взаимопонимания зависит от того, как мы относимся к данной категории людей. Иногда, даже при явной антипатии к социальному стереотипу (например, «все водители грузовиков – низкоинтеллектуальные и ограниченные люди»), мы можем внести человека из этой категории в разряд исключений из правил, если он, например, спас нам жизнь, выручил на дороге или продемонстрировал интересные мысли в разговоре. Но чаще стереотипное мышление правит бал, и, как это ни прискорбно, отношение к категории людей определяет отношение к отдельно взятому человеку, которого мы к этой категории причисляем.

Давайте посмотрим, какие группы стереотипов влияют на наше восприятие и, следовательно, общение.

Антропологические – представителям определенной расы приписываются некие свойства характера и поведения (французы – неразборчивы в сексуальных связях, русские – безбашенные, американцы – тупые и т.д).

Социальные стереотипы связаны с теми или иными профессиями (грузчики – грубые пьяницы, служители церкви – высокодуховные) и социальными ролями (домохозяйки, разведенные и т.д.).

Эмоциональные стереотипы – характеру человека приписываются свойства на основании его физиологических признаков (высокий – сильный, волевой; непривлекательный – добрый; красивый – легкомысленный).

Еще один механизм восприятия – атрибуция или приписывание объяснений поведению человека. Стремясь понять тех, с кем мы общаемся, мы часто сталкиваемся с недостаточностью данных от наблюдения. Отсюда появляется стремление найти глубинные мотивы тех или иных действий человека. Например, человек отказывается от десерта и мы решаем, что он на диете и находим этому возможное объяснение: либо он склонен к перфекционизму, следит за собой (=хороший), либо ненавидит свое тело/наказывает себя лишением удовольствий (=плохой, странный). А человек, например, может просто не любить сладкое, или он попросту сыт. Когда мы ищем скрытый смысл в поведении человека, мы создаем себе иллюзию, что лучше понимаем его, хотя наши выводы могут быть далеки от истины.

Роль атрибуции особенно значительна при составлении первого впечатления о незнакомом человеке. Представьте, что одного и того же человека заочно охарактеризовали одной женщине как классного профессионала, добившегося большого успеха, а второй – как дважды разведенного. Затем мужчину познакомили с обеими женщинами, каждая из которых будет приписывать его словам и поведению объяснения, исходя из заранее полученной информации. Скорее всего, в первом случае у женщины возникнет симпатия, во втором – антипатия.

Во второй части статьи мы продолжим знакомиться с механизмами взаимопонимания в общении, вас ждет еще много интересного. :-)

Английский по Скайпу в онлайн-школе Инглекс
Один комментарий
  1. А бывает так, что встретишь человека, не услышав ещё от него не одного слова, а уже возникает симпатия или антипатия, а потом убеждаешся, что эти чувства были правы.

Оставить комментарий:

© 2008—2017 IMPROVE-ME.RU — саморазвитие, личностный рост и достижение успеха!
Перепечатка материалов возможна только при наличии прямой ссылки на improve-me.ru.